Восьмой месяц
привносит в жизнь ребенка много нового по всем ведущим линиям развития: познавательной, социальной, речевой, моторной и
знаменует окончание второй четверти младенчества. В этот период закрепляются и
совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего
роста и развития. К концу восьмого месяца жизни ярко вырисовывается
индивидуальная окраска эмоциональной жизни малыша. Высвечиваются
возрастные «достижения» ребенка.
Как же помочь
малышу в его развитии, на что обратить особое внимание?
В 7 месяцев ребенок
научился ползать и, сути дела, овладел возможностью ползком перемещаться в
пространстве. На восьмом месяце он виртуозно использует это умение: ползает быстро, во всех направлениях, вползает по ступенькам детской горки на небольшую высоту, исследуя всё, что
видит в пределах досягаемости. Любопытству крохи – нет предела! На восьмом месяце
к ребенку
придет умение самостоятельно,
без вашей помощи, садиться.
К концу восьмого
месяца жизни некоторые из малышей смогут научиться вставать у опоры, держась за перила кроватки, манежа или опираясь
на сидение дивана, стула. Мало того, они попытаются самостоятельно перемещаться в вертикальном положении, держась за
опору и делая первые самостоятельные шаги. К другим детям эти умения придут
позже, на девятом – одиннадцатом месяце жизни.
Возможность сидя и
стоя обозревать окружающее позволяет наблюдать ближнее и дальнее пространство,
приближение и удаление предметов в перспективе. Малыша манят, привлекают
дальние объекты за пределами «барьера» (ограждения). Это уже условие к
овладению в скором будущем ходьбой.
Изменившиеся
двигательные возможности малютки открывают перспективы его дальнейшего сенсорного развития
(развития органов чувств). Его глаза привыкают видеть и узнавать предметы
(игрушки) с разного расстояния и под
разным углом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину,
форму, цвет, положение в пространстве. Так, например, малыш узнает свою
игрушечную собачку («ав-ав»), когда видит ее на полочке, стоящую к нему в анфас
или в профиль.
Ребенок стремится
взять каждую игрушку в руки, «обследовать» ее всеми доступными способами и даже
лизнуть. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориентироваться в окружающем
пространстве, идет накопление опыта практических действий с предметами и
игрушками в процессе самостоятельного
перемещения (ползком). Интенсивное
сенсомоторное развитие налицо, в его основе лежит развитие действий с
предметами (игрушками).
Восьмой месяц в
этом направлении привносит новое: малыш действует не с одним-двумя предметами,
а с множеством однородных предметов, впервые познавая практику «прямых» и
«обратных» (взаимоисключающих) действий. Например, складывание шариков в миску
и их рассыпание; снятие колец большого диаметра со стержня и их разбрасывание;
складывание кубиков «кучкой» и их раскидывание и т.д. Для взрослого эти
действия кажутся примитивными и бесполезными. Но, как же они важны для ребенка!
Малыш впервые выступает в качестве «деятеля», способного осуществлять какие-то
простейшие функциональные действия с предметами. Эти действия обусловлены
физическими свойствами предметов (шарик можно катать, кубик прикладывать к
кубику, кольца снимать со стержня и т.д.). Это важно, потому что, как
утверждают ученые, представление ребенка о
себе как активном, действующем существе связано прежде всего с возрастанием его
возможностей в практических действиях с предметами.
Эмоциональный мир
крохи обогащается за счет формирования его активной позиции в развитии действий
с предметами. Удачи или неудачи являются реальным поводом для радости или
огорчения малыша.
Чувства малютки становятся более адекватными миру житейских отношений. И
взрослый играет в этом огромную роль, выступая в качестве проводника в царство
«вещей и отношений»: малыш копирует его действия с предметами, обогащается его
эмоциями, учится «быть человеком».
Участие взрослого
в жизни ребенка
трудно переоценить. Совместные игры и общие эмоциональные переживания делают
присутствие взрослого и его участие первостепенным условием психофизического
благополучия крохи. Ребенка по-прежнему следует ласкать и всячески подчеркивать
свою любовь к нему и заботу о нем.
К концу восьмого
месяца жизни у ребенка складывается привязанность к определенному взрослому – близкому и любимому. Как
правило, это ухаживающий за малюткой взрослый, чаще всего – мать. Ученые
считают, что привязанность к взрослому необходима для дальнейшего развития ребенка.
Недостаточность общения с малышом выступает как угроза его психической
полноценности в будущем. Условием формирования привязанности к взрослому на
данном этапе является удовлетворение потребности ребенка в
«деловом» общении (действиях с предметами и игрушками).
Зная, что у ребенка
восьмого месяца жизни формируется привязанность к близким людям, родители
должны учитывать эту потребность крохи, чутко откликаться на его желания,
инициативу, как бы «идти» ему навстречу.
В этот период
эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне отношений:
взрослый впервые начинает «обучать» малыша игровым действиям на основе
подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для
маленьких. Пестование ребенка обогащается так называемыми «разученными
действиями» - играми в «ладушки», «до свидания», «прятки», «ку-ку» и т.д.
Взрослый использует фольклорные тексты, которые ранее как пестушки уже
присутствовали в жизни ребенка, а теперь необходимы для формирования активных игровых действий. Они
разучиваются с малышом, выполняются «по слову». Достаточно маме сказать:
«Ладушки, ладушки...» и малыш начинает «играть», «танцевать» ручками, выполняя
последовательную цепь условных вариаций. В конце фольклорного текста ребенок
кладет на головку ручки: «Кыш! Полетели, на головку сели, ладушки запели!».
Продолжается
развитие речевых навыков малыша. Ребенок пользуется лепетом часто, сопровождая им
все свои игровые действия. На вопрос взрослого «Где?» восьмимесячный малыш
находит взглядом и указывает жестом (пальчиком) на знакомые предметы, игрушки,
которые узнает уже не только в ранее известном ему месте, но и в любом другом –
в том, в которое их переставили. В лепете малютки появляются новые фонемы
(звуки). Взрослый, вслушиваясь в речь ребенка, повторяет за ним удавшийся новый слог, побуждая его таким образом
«вступить в перекличку».
Все сказанное нами
позволяет сделать вывод: под умелым руководством взрослого к концу восьмого
месяца жизни малыш делает определенный «скачок» по всем ведущим линиям
развития. Локомоторное развитие обогащает сенсорную сферу ребенка,
т.е. действия с предметами становятся источником формирования чувств, в
частности, познавательной активности.
Познавательная активность обогащается деловым общением со взрослым. Таким
образом, создаются новые возможности для дальнейшего продвижения ребенка
вперед.