Этот возраст является переходным периодом от
горизонтального положения к вертикальному положению (еще недостаточно
устойчивому). Усовершенствование происходит постепенно. Горизонтальное
положение ребенок принимает в основном только во время сна. Ребенок
поворачивается на один бок, на другой бок и приходит в сидячее положение
самостоятельно (чаще всего) или с помощью подтягивания.
Положение сидя. Положение сидя ребенок принимает вполне
самостоятельно и свободно, сохраняя устойчивое равновесие (как на
горизонтальной плоскости, так на руках у матери). Ребенок может опираться и
поворачиваться во все стороны.
Становление на ноги. В этом возрасте большинство детей
встает на ноги еще при поддержке, и лишь небольшая часть детей может вставать
самостоятельно. Некоторым детям удается сделать несколько шагов самостоятельно,
без поддержки. Держась за мебель, они ходят сравнительно неплохо. Затем переходят
на ползание на "карачках" и передвигаются с большой скоростью.
Стоячее положение и ходьба. В основном малыш уже умеет
стоять без поддержки. Ходьба усваивается очень медленно: сначала необходимо,
чтобы малыш "созрел" для того, чтобы спонтанно подняться на ноги и
попытаться передвигаться, опираясь самостоятельно. Только после этого периода
взрослые должны помогать ему шагать (сначала поддерживая за подмышки, а потом
за кончики пальцев). Но самостоятельная ходьба появляется у большинства детей
только в 12-14 месяцев.
Если одновременно у ребенка отмечается прогресс в речевом
развитии, то новоприобретенная способность ходить может исчезнуть. У многих
детей может исчезнуть появившаяся речь. Это объясняется тем, что малыш может
концентрировать свое внимание на чем-то одном.
Речевое развитие ребенка в 11 месяцев:
Помимо "та-та", "па-па",
"ма-ма" большинство детей способны произносить несколько слогов или
слов, состоящие из 2 слогов. Речь начинает становиться средством общения:
личные чувства и желания ребенок выражает простыми слогами. Многие дети начинают говорить позже (в 12-14 месяцев),
они выполняют простые указания, но не произносят слова (т.е. обладают пассивной
речью).
Развитие ребенка в 11 месяцев: социальный контакт:
В это время усиливается психическая дифференциация. Дети
могут выказывать чувство симпатии или предпочтения, отказа или протеста по
отношению к окружающим к лицам, игрушкам, еде. Кроме того, можно заметить
чувства гнева, зависти, ревности. Свое неудовольствие ребенок выражает активно
(протестом или возмущением) или же пассивно, со страхом.
Вас должно насторожить, если к концу 11-го месяца
ребенок:
- не может сидеть, вытянув ножки;
- не пытается стоять, держась за опору;
- не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь