На 6-ом месяце жизни к ребенку
пришло умение подтягивать свое тело на руках - подползать к заинтересовавшей
игрушке, лежащей чуть дальше его вытянутой руки. Этот двигательный навык
рассматривался как подготовка к более сложному движению - ползанию, которым
дитя будет овладевать на 7-ом месяце жизни. Именно в этот период малыш впервые
начинает самостоятельно преодолевать пространство, перемещаться без помощи взрослого,
и это помогает ему в познании окружающего. Движения способствуют укреплению
вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве, активизируют
обмен веществ, рост и развитие малютки. К концу 7-го месяца жизни ребенок начинает ползать подолгу
и в разных направлениях. Это эпохальное событие в жизни малыша!
Некоторые родители, когда вспоминают ранние
месяцы жизни малютки, говорят, что их ребенок не ползал, а сразу пошел,
при этом они убеждены в том, что это - их большое преимущество, но они
заблуждаются. Малыш не ползал, потому что ему не создали для этого условий. Не стоит пренебрежительно
относиться к ползанию! Это не только необходимое, но и очень
полезное умение. Ползание относится к одному из основных видов движений
человека, и наряду с ходьбой используется им на протяжении всей жизни,
например, когда необходимо двигаться в ограниченном по высоте пространстве.
Ползание способствует нормальному физическому развитию крохи, в том числе,
правильному развитию его ножек, и является важным моментом в подготовке к
ходьбе. Родителям следует оборудовать место на полу, так называемое "место
за барьером", где бы малыш мог ползать в свое удовольствие. Не стоит
удерживать малютку все время на руках - не лишайте его радости движения и
познания окружающего мира, позвольте нормально развиваться его сенсомоторным
потребностям.
И, пожалуй, самое главное: крайне желательно,
чтобы ваш малыш вначале овладел ползанием, а только потом уже научился самостоятельно садиться.
Сидение - статический акт, не требующий двигательной активности, его не
желательно начинать практиковать раньше, чем ребенок овладеет
двигательными (локомоторными) навыками и сумеет самостоятельно садиться без
вашей помощи. Раннее усаживание ребенка в подушках исключительно
вредно для его неокрепшей опорно-двигательной системы - позвоночника,
конечностей, мышц и связок. Не стимулируйте сидение крохи, он сам порадует вас
в нужное время.
Что еще нового привносит 7-ой месяц жизни малютки?
Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка
яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы
завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная
ориентировочная активность, т. н. реакция "на новизну". Ручки ребенка
становятся все более умелыми, он учится переходить от одного-двух действий с
игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих
ознакомительный характер, например, перекладывания из руки в руку,
постукивания, отбрасывания, притягивания. При этом развиваются ручные умения
крохи, рука способна выполнять более сложные двигательные задачи.
На седьмом месяце жизни происходят
значительные изменения в развитии понимания речи. На вопрос "где?" ребенок
легко находит взглядом названный взрослым предмет. Малыш подолгу громко лепечет
(подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно.
Так малыш "закрепляет" свои новообретенные речевые навыки. Седьмой месяц - это начало чудесного общения
с малюткой, которое в народной педагогике названо пестованием: мама широко
использует фольклорные тексты - пестушки, звуковые наигрыши, считалочки,
песенки, играя при этом ручками и ножками ребенка.
Было бы глубокой ошибкой считать, что все
феномены развития приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой. Учтите: малыш
завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с вами. Если он в чем-то
отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей возрастной
"планки". Раннее развитие малыша так же должно быть под контролем
специалистов, как и его задержка. Тормозить искусственно развитие ребенка не
стоит. Следует принять во внимание "золотое" правило педагогики:
целесообразно "идти" за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко
откликаясь на его индивидуальные особенности в физическом и психическом
развитии. Ведь каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная
событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально откликаться на
окружающее.