Сегодня очень часто можно слышать, что "в
пеленки уже никто детей не заворачивает". Молодые семьи, готовящиеся к
появлению малыша, покупают их все меньше и меньше.
Педиатры рекомендуют: "Сразу одевайте
ползунки! Пеленки ограничивают движения младенца и препятствуют его
развитию". А в группах дородовой подготовки, ориентированных на раннее
развитие малышей, говорят, что малыш должен лежать голышом. В этом случае
раннее развитие и закалка гарантированы.
Слушая все эти советы, молодые родители, всем
сердцем желающие блага своему ребенку, категорически отказываются от пеленок.
Покупают их не более 10 штук и используют как простынки, говоря надоедливым
бабушкам, которые все время пытаются спеленать малыша, что пеленание
новорожденных детей безвозвратно устарело. А бабушки сокрушаются, ругают глупых
молодых и говорят, что они мучают ребенка. Кто же здесь прав?
Чтобы разобраться в таком, казалось бы,
очевидном вопросе, давайте вернемся к началу начал, к тому времени, когда малыш
еще находился у мамы в животе.
Сегодня появилось много книг и журнальных
статей, рассказывающих о жизни младенца до рождения, и ни для кого не является
секретом, что внутриутробный ребенок видит, слышит, ощущает запахи и вкус. Все
это означает, что у малыша еще задолго до рождения складывается свой опыт и
свое отношение к миру.
Одними из первых ощущений ребенка являются
тактильные, т.е. ощущения прикосновения. На самых ранних сроках беременности
(до 16-20 недель) плод свободно плавает в околоплодных водах. Он практически не
касается стенок матки и свободно "парит" в ее объеме. Но постепенно,
по мере роста малыша матка становится для него тесной. Наталкиваясь на ее
стенки, он ощущает их как границы, но воспринимает эту перемену не как сужение
окружающего пространства, а как первую информацию о форме собственного тела.
Примерно с 34 недели значительно выросший плод
занимает все внутриматочное пространство. Он буквально облекается в ткани
матки. Благодаря осязанию и тактильным ощущениям малыш получает представление о
форме своего тела, которая идентична форме матки. Таким образом к концу
беременности у ребенка складывается внутриутробный опыт, согласно которому он
ощущает себя как шар, а точнее, овоид (т.е. тело имеющее яйцевидную форму).
Очень важно что, вынужденное положение тела и
ограниченность в движениях не являются для ребенка неудобством. Напротив, у
малыша на последних месяцах развития возникает привычка к ограниченному
пространству и характерной позе, обусловленными формой матки, - свернувшись
калачиком, тесно прижав подбородок к груди, скрестив на груди ручки и поджав
ножки, согнутые в коленях. И именно в этой позе он чувствует себя и удобно, и
комфортно, и безопасно.
Но вот наступили роды и малыш появился на свет
божий. Все вокруг него переменилось: из полной темноты он попал в яркий свет, а
из ограниченного тесного объема в необъятное пространство. Чтобы понять
переживания малыша, давайте попробуем представить, что почувствовали бы вы,
если бы месяца три просидели на корточках в тесном и темном ящике на дне
подземелья, а потом вас вдруг вынесли на улицу оживленного города в яркий
солнечный день и настойчиво предложили пройтись легкой непринужденной походкой.
Я думаю, что вы испытали бы чувства, которые вряд ли можно назвать
положительными: ваши глаза слепит яркий свет, разогнуться невозможно, ноги не
передвигаются - все это вместе приносит боль и ошеломление.
Новорожденный ребенок испытывает что-то
похожее и точно так же, как взрослый человек в вышеописанной ситуации,
нуждается в постепенном привыкании к свершившимся переменам.
Чтобы сохранить у малыша положительное отношение
к новому миру, в который он попал, нужно вернуть ему то привычное, что у него
было, - осознание формы своего тела.
Чтобы малыш не барахтался в этом необъятном
пространстве и не пугался его, нужна обыкновенная традиционная пеленка,
помогающая ему вернуть безвозвратно утерянный "рай" и свое
собственное Я.
Как только новорожденного спеленывают, придав
ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. Как вы теперь понимаете, это
происходит не случайно. Ведь именно с этой позой связаны его ощущения комфорта
и безопасности. Наши мудрые бабушки прекрасно понимали переживания
новорожденного младенца и поэтому-то и изобрели пеленание, как средство для
смягчения перехода из одной среды обитания в другую.
С тех далеких пор многое изменилось, но способ
рождения детей остался прежним, поэтому и пеленание следует продолжать
использовать по назначению. И не следует бояться, что это ограничит ребенка в
развитии. Вначале новорожденные сразу же успокаиваются, как только их
заворачивают в пеленки, чувствуя привычный ограниченный объем. Через 4-5 дней
они начинают вытягивать из пеленки ручки, стремясь пососать их. Это следующий
этап, когда малыш стремится воссоздать полную картину внутриутробной жизни
(внутриутробно ребенок сосет свой пальчик или кулачек примерно с 16 недель
беременности).
Поэтому не следует расценивать высвобождение
малышом ручек как стремление освободиться от пеленки. Еще через несколько дней,
примерно к двум-трем неделям, малыш проявит интерес к окружающему миру: начнет
рассматривать комнату, лица окружающих его людей и различные предметы, попавшие
в поле его зрения. Тогда он действительно начнет стремиться освободить из
пеленок руки, и для любой любящей и чуткой матери это будет понятным сигналом,
чтобы перестать пеленать малыша с ручками.
Многие малыши проявляют желание спать
спеленатыми вплоть до 2-х месяцев. Обычно это бывает связано с трудностями
рождения, если оно было перенесено как тяжелейшая травма. В этом случае дети
просто долго не могут принять новую реальность, и тогда лучше всего дать
ребеночку возможность постепенно освоиться в новом мире, настолько скоро,
насколько малыш может это сделать самостоятельно. В данном случае форсирование
событий может принести гораздо больше вреда, чем пользы.
Поэтому пеленайте новорожденных детей до тех
пор, пока они сами не изъявят желания выйти из пеленок. В этом случае
произойдет постепенное привыкание к новым условиям жизни и психика ребенка не
пострадает