Сказочным
преображением можно назвать фантастические метаморфозы в развитии ребенка.
Произошел гигантский «скачок» от существа крайне беспомощного, не умеющего
удерживать головку, к человеку, способному самостоятельно действовать и
выражать свое отношение к тому или иному факту окружающей жизни. И в этом
смысле 9-й месяц жизни малыша открывает новую страницу. Из всех ведущих линий
развития на первое место выдвигается социальная линия, но уже на новом, более
высоком уровне.
Мы уже знаем, что
к восьми месяцам у ребенка сформировалась привязанность к близкому взрослому.
Малыш уже готов проводить с ним каждую секунду своей жизни. Теперь между ними
возникло «деловое сотрудничество», деловое общение и даже «диалог» на фоне
речевой «переклички» (по подражанию). А предметная игра стала прекрасным
поводом для этого взаимодействия.
Интерес к
взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру подогревает его. Ребенок
готов общаться, наблюдать за взрослым, быть вместе с ним день и ночь, а
главное, повторять его действия. Формируется подражательное поведение. Малышу
важно не только «обследовать» игрушку но и понять, ЧТО это за предмет. Кроме
того, теперь он желает знать, что с этим предметом можно делать. Иными словами,
ребенку необходимо видеть, как окружающие предметы используют взрослые и какие
при этом они испытывают чувства.
Малыш начинает
почти «зеркально» отражать бытовые ситуации и поступки взрослых. У него
формируется ситуативное поведение. Это важно, так как развивающаяся
отражательная способность мозга малютки является основой его психофизического
развития. И в этом смысле социальная среда и общение со взрослым представляют
единственный и неповторимый путь его ранней социализации, то есть вхождения в
мир людей. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса
(вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим.
Формируются и развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная;
общая моторика и моторика пальцев, и т.д.
Подражательная
способность ребенка выводит его к овладению пока что элементарной, но чисто
человеческой формой социальной жизни. Например, малыш принимает пищу с помощью
ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д.
Совершается великое таинство приобщения ребенка к социальной культуре.
Девятый месяц
жизни можно считать высокой нотой в «дуете» взрослого с ребенком. «Партия
детства» звучит в нем не только весьма оригинально, но исключительно
выразительно, обнаруживая свои неповторимые нюансы. Что же это за нюансы?
Поясним их еще раз.
Любовь ко
ВЗРОСЛОМУ становится основой всего прогрессивного в развитии малютки. Привязанность ко
взрослому возрастает и базируется на «деловом» общении. Взрослый обогащает
чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни.Ребенок
чувствителен в том, что касается отношения к нему. Начинает эмоционально
реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции. Малыш очень
чувствителен к похвале взрослого. В процессе общения
взрослого с ребенком дитя способно выразить всю палитру чувств. О чем это говорит?
Ребенок еще не отделяет себя от взрослого, испытывая в нем потребность днем и
ночью, но он уже чувствует свое место в семейном единстве. При этом малыш
должен ощущать всю свою ценность для взрослого. Иными словами, малыш учится от
взрослого любви к ближним, к миру, ко всему живому, к себе.
Вот, почему на
девятом месяце жизни малыш обнаруживает желание «вглядываться» в мир, наблюдать
не только за взрослыми, но и за другими детьми, и даже подражать некоторым их
действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним,
демонстрируя свою любовь и желание общаться.
Итак, на девятом
месяце жизни малыш впервые начинает со всей полнотой нуждаться в семье,
реагировать на социальные оценки ближних. А взрослые со всей полнотой должны
осознать, что на 9-ом месяце жизни им следует проявить яркое, выразительное,
доброжелательное отношение к малютке. Конечно, такое отношение ребенку
необходимо всегда. Именно родные должны наполнить эмоциональную жизнь малыша
светом и радостью. Вот почему, как отмечают детские психологи, не следует уже в
этом нежном возрасте говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не
так, потому что вы даете оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал.
Так нельзя. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок.
Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать.
Также важно и то,
каким тоном вы это скажете. «Неужели маленький ребенок так чувствителен?» –
спросят нас озадаченные родители. Да, это так. Всегда следует помнить, что
перед вами человек, и даже больше – развивающаяся человеческая личность. И 9-й
месяц жизни дает повод, чтобы над этим задуматься мамам и папам, так как малыш
взрослеет на глазах, меняется не только физически, но и духовно.
Изменяется,
усложняется социальный статус ребенка: социальное развитие начинает вести за
собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша
чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, – то, как люди общаются друг
с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая
культура быта. Не случайно ученые отмечают, что к концу первого года жизни и в
начале второго социальные факторы развития выходят на первое место и ведут за
собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми
навыками.
К концу девятого
месяца необходимо провести тщательную диагностику по показателям развития
малыша. Девятый месяц считается одним из рубежных (как третий, шестой,
двенадцатый), этапных периодов младенчества. Здесь многое закладывается на
будущее.