Десять месяцев это очень интересный возраст. Наблюдать за
малышом забавно и приятно. Он так самозабвенно погружается в игру, что почти не
замечает восхищающихся им зрителей. Кажется, что десятимесячного человека
больше всего занимает вопрос, нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы
что-то сделать с другим. Конечно, этот вопрос ребенок задает скорее действиями,
чем словами. Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее
превратить один из предметов в инструмент. Приведем самые обычные примеры:
ребенок берет ложку и старательно раскидывает горошины вокруг своего стульчика
или колотит чайным ситечком по кастрюле. Мы видим, что ребенок в своих
действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый как инструмент
предмет служит малышу средством, а достигнутый эффект - результатом. По мере
того как ребенка начинают интересовать более сложные игры, вы заметите, что и в
вашей манере играть с малышом тоже что-то изменилось. Когда ребенку не было и
шести месяцев, вы разговаривали с ним и играли в игры по схеме "я -- тебе,
ты -- мне". Малышу нравились игры, требующие общения, он эмоционально
реагировал на все ваши слова и действия, часто смеялся. В десять месяцев
ребенок уже умеет, если нужно, самостоятельно добраться или дотянуться до
игрушки, взять ее, и теперь, как правило, игры родителей с детьми не обходятся
без игрушек. Малышу продолжают нравиться игры "с общением", такие,
как "прятки" или "идет коза рогатая", а также
"совместное пение"; такие игры вызывают у ребенка чувство близости и
доверия к родителям. Однако в этом возрасте на первое место выходят уже игры с
новыми, несколько другими игрушками, и ребенок с удовольствием играет,
передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача из рук
в руки увлекает малыша. В процессе игры ребенок узнает и запоминает много
нового.